478.50K
Категория: МатематикаМатематика

От показательных уравнений - к показательным неравенствам

1.

Автор: Малыч Людмила Александровна
. математики МБОУ СОШ № 7
учитель
cтаницы Степной Приморско-Ахтарского района

2.

3.

- Какие из данных уравнений являются
показательными?
1) 100 2 (0,01) 2 10 x
9)
2) ( x 1) 25
10) x 3x 4 0
3) ( 3 )
(tg
3
)
x 1
4) 6 x 8 x 10
5) 2 x 3 x
6) 2
cos2 x
8
sin2 x
3 x 5 225
2
5
2x
x
0
3) ( 3 ) 2 x ( 3 ) x 1
x
11) (2x 1) (2x 1) x
x2
12) 5
7) cos(3 5 x ) cos( 5 x ) sin( 5 x )
8)
1
x
3 7 4
2 x 12
sin 210

4.

Определение.
Показательное
уравнение –
это уравнение,
неравенство –
это неравенство,
содержащее переменную
в показателе степени

5.

- Каков общий вид простейших показательных
уравнений?
- Метод решения?
f ( x)
g ( x)
1.
a
a
, a 0, a 1,
равносильно уравнению f(x) = g(x)
(уравнивание показателей)
Обоснование: 1) Если степени с равными основаниями,
отличными от единицы и большими нуля,
равны, то показатели равны;
2) функция монотонна на R, поэтому каждое свое значение
она принимает при единственном значении аргумента.
2.
a
f ( x)
b, a 0, a 1, b 0

6.

- Каков общий вид простейших показательных
неравенств?
- Метод решения?
f ( x)
g ( x)
a
a
, a 0, a 1,
1) Равносильно неравенству f(x) > g(x), а>1
2) Равносильно неравенству f(x) < g(x), 0<а<1.
(сравнение показателей)
Обоснование: а) Показательная функция монотонно
возрастает (убывает) на R, поэтому большему
(меньшему) значению функции соответствует
большее значение аргумента.
б) Если a>1, то из неравенства a u a v u v
если 0<a<1, то из неравенства a u a v u v.

7.

Работаем устно:
Сравните x и y:
2 x
2 y
( ) ( )
3
3
Сравните основание а с единицей: a
1. 5 125
x
2. 4 1
x
x
2
5
3
5
y
a , a
5, 7
x
1 2x
5. 3 1
4. ( ) 12
3
2
3x
3 x
7.
0
,
1
0,01
6. 100 cos
3
1 x ( x 2)
8. ( )
1
2
a ,
1 2
3. 0,2 ( )
5
x
6

8.

Решите двойные неравенства:
x
1 x
1 5 125
3 ( ) 27
3
Решение. 1 5 x 125 Решение.
1 x
3 ( ) 27
0
x
3
3
5 5 5
1
1
1
( ) 1 ( ) x ( ) 3
3
3
3
т.к. показательная функция
с основанием а =5, а>1 возраста- т.к. основание степени а = 1/3,
ет на R, то большему значению
0<a<1, то из неравенства
функции соответствует большее a u a t a v неравенство
значение аргумента, имеем
v t u
Имеем
0 x 3
1 x 3
Ответ: (0;3)
3 x 1
Ответ : 3; 1

9.

Функционально-графический метод
решения неравенства f(x) < g(x)
1. Подбором найдем корень уравнения f(x)=g(x),
используя свойства монотонных функций;
:
2. Построим схематически графики обеих функций,
проходящие через точку с найденной абсциссой;
3. Выберем решение неравенства, соответствующее
знаку неравенства;
4. Запишем ответ.

10.

Решить неравенства,
используя функционально-графический метод
1 x
1) ( ) 2 x 1
4
1) Решение.
1 x
1. f ( x ) ( )
убывает на R
4
2. g ( x) 2 x 1 возрастает на R
3. Уравнение f(x)=g(x) имеет
не более одного корня
4. Подбором x=0
5. Строим схематически графики
через точку (0, 1)
6. Неравенство выполняется при
x 0
7. Ответ : ;0
2) 2 3 x
x

11.

Решить неравенства,
используя функционально-графический метод
1 x
1) ( ) 2 x 1
4
2) Решение.
1. f ( x) 2 x
возраст. на R
2. g ( x) 3 x убывает на 0;
3. Уравнение f(x)=g(x) имеет
не более одного корня
4. Подбором x=1
5. Строим схематически графики
через точку (1, 2)
6. Неравенство выполняется при
7.
0 x 1
Ответ : 0;1
2) 2 3 x
x

12.

- Каков общий вид простейших показательных
неравенств?
- Метод решения?
f ( x)
g ( x)
a
a
, a 0, a 1,
1) Равносильно неравенству f(x) > g(x), а>1
2) Равносильно неравенству f(x) < g(x), 0<а<1.
(сравнение показателей)
Обоснование: а) Показательная функция монотонно
возрастает (убывает) на R, поэтому большему
(меньшему) значению функции соответствует
большее значение аргумента.
б) Если a>1, то из неравенства a u a v u v
если 0<a<1, то из неравенства a u a v u v.

13.

«Ключ»
Вариант – 1
Вариант - 2
-1
1
Б
В
2
2
1;
2;

14.

Задания группам:
1 группа
1
x
2
3
x
2 1
2 группа
3 группа
(>)
( 7 6)
9 6 4
x
x
x 1
x 3
x 0, 5
x ( 7 6)2
( )
; (>)
( )
4 группа
2 1 2 2 3;
5 группа
1 x
1 x
( ) 125 ( ) 30 (<)
5
5
x
x
В каждом уравнении замените знак равенства на указанный
знак неравенства и решите полученное неравенство.
(Используйте при необходимости метод интервалов).
English     Русский Правила